30 ноября. В тот день год назад – а точнее ту ночь – жизнь изменилась навсегда. Сейчас, после сотен убитых на Майдане и тысяч погибших в АТО, казалось бы, что значат несколько десятков избитых студентов? Но почему-то ужас того разгона Майдана сопоставим с ужасом первых убитых и кошмаром февраля. Может, потому что тогда пролилась первая кровь. Может, потому что то насилие было совершенно неоправданым. Показательная жестокость, направленная на беззащитных детей. «Космонавты», методично и профессионально избивающие дохлых студентов. Этот шок был толчком к пробуждению. После этого дело было уже не в дурацком торговом соглашении с ЕС. Забавно, что ЕС и США так это и не поняли. Совсем не забавно, что к тому времени соседи из бензоколонки совсем перестали понимать нас. Тогда я еще много общалась с друзьями из России, и никто – даже с самым открытым мышлением – не мог понять, чего на следующий день разгорелся сыр-бор. Истина очень проста: никто не имеет права избивать наших детей.
То была суббота, я собиралась на работу и, как обычно, открыла в компе ленту твиттера. Которая была заполнена видео, фото, описаниями зачистки Майдана. Мозг не мог воспринять это, такое не могло произойти в реальности, в которой я жила 32 года. Состояние шока сохранялось весь день – точнее, много дней, пока не было подпитано следующей зачисткой. На работе я включила на ноуте Громадське Онлайн и весь день тупо смотрела в экран – благо, в тот день я работала одна. Это было слишком сильное потрясение, чтобы говорить о нем с кем-то.
Из всего, снятого во время и после той зачистки, для меня самым эмоциональным было – и есть – фото студентов, спящих в Михайловском соборе. Я не религиозный человек, но я не могу без слез смотреть на те фото. Потому летом, будучи в Киеве, я повела дочку в тот собор.

Революция в Украине 30.11.2013 – Ляпис "Грай" youtu.be/srE0ozyqDM0