Интервью Рихарда, посвященное выходу его первой RZK-I, которую он представил на музыкальной выставке во Франкфурте в апреле 2005. Та RZK-I была платинового цвета, ибо Рихарду еще больше года предстояло биться самому и доставать дизайнеров ESP, а также собственного техника, чтобы получить вожделенный обожженный вариант.
В этом интервью рефрен Рихарда – что он любит темную сторону силы. Чего это он "Звездные войны" обсмотрелся? А, тогда как раз третий эпизод вышел.
Рихард не верит в ценность профессионального музыкального обучения, для него это никакой пользы не принесло: "Я ходил в музыкальную школу четыре года, практиковался в игре на джазовой гитаре, как это тогда называлось. Там я учился, как правильно играть на гитаре, и сразу же забывал, потому что всё это бессмыслица. В том направлении музыки, в котором я работаю, это только мешает. Теория гармоний, ладно, годится. Но то, что мы делаем, нужно делать больше эмоциями…"
В Муттер-период Рихард был совсем помешанным на гитарах, его эпопея с бесконечной записью гитар на втором сольнике – это цветочки по сравнению с тем, что он чудил тогда: "На “Mutter” я записал песню “Links-2-3-4” на 24 дорожках - больше такого никогда не делал. Но 24-e - день моего рождения (июнь 1967), и мне решительно хотелось получить песню, записанную на 24 дорожках (смеётся). Обычно я записываю минимум на 4 дорожках. Только так достигаешь массивного звука".
Ох Рихард. Рассказывает, что сейчас все играют на dropped C, и для этого хорошо бы использовать толстые струны – но Рихард не делает этого. И тут он объясняет это тем, что толстая струна замедляет гитариста. А сейчас Рихард с кокетливо надутыми губками показывает свою холеную ручку и жалуется, что у него нежные пальчики.
Дизайн первой RZK-I был скопирован Рихардом с его макбука. Рихард так рассказывает свою истории о том, как он хотел получить обожженную гитару: "Изначально у меня была совершенно другая идея. Мне хотелось гитару, которая бы выглядела обожжённой, что подходило к нашему шоу. Я позвонил в ESP и сказал им: "Слушайте, это просто. Лакируете гитару под солнечные лучи, а затем помещаете её в печь". Они растерялись и сказали, что не смогут это сделать. Я спросил: "Почему? Помещаете её в печь, после этого лакируете снова, и она будет выглядеть обгоревшей". Мне действительно хотелось получить обгоревшую гитару, но ESP не смогли этого сделать. Так что я выбрал этот платиновый дизайн".
Мне бы очень хотелось увидеть лица работников ESP, когда Рихард говорил им по-настоящему поджечь гитару и удивлялся "а что тут такого?" В самом деле.
Первым немцем, получившим именную гитару, был Кай Хансен. Странно, что Рихард не знал этого. Но вообще интересно, как раммштайны игнорируют гамбургскую музыкальную тусовку.
До создания своей РЗК Рихард чаще всего играл на именной гитаре Кирка Хеммета КН-4. Но все свои гитары Рихард разбирал и видоизменял, после чего они иногда становились непригодны к дальнейшему использованию, а иногда получалось шедеврально.
Рихард рассказывает о создании RZK-I: "В ESP считали, что я должен использовать форму Gibson в качестве основы, потому что она очень хорошо продаётся. Но мне такая идея не очень приглянулась, хотя мне нравится Gibson, эти гитары классно выглядят. Так что я со своей подругой из Нью-Йорка начал рисовать гитары и пробовать различные варианты. Мы работали полгода или даже год. Насчет веса я положился на ESP. Но относительно звучания потребовал: "Мне нравится играть на KH-4, потому что у неё хорошо контролируется область низких частот, а это важная составляющая звучания Rаmmstein". Нам нужны басы, но они должны хорошо контролироваться. И эта гитара контролирует басы действительно отлично, даже если играешь тяжелые риффы".
Где-то в другом интервью Рихард говорил, что форма Гибсон – самая женственная.
Работая с гитарами, Рихард также оценил важность кабелей. Так что не просто так он спустя 11 лет сделает фирмочку RZK-audio и станет выпускать собственные кабели.
По мнению Рихарда правая рука – самая важная, ибо ритм для гитариста – это все, это основа музыки. У самого Рихарда специфический способ игры на удар позади ритма. Он до сих пор так играет, и как раз в этом специфическом стиле была катастрофа при записи гитар для "Спички": когда Рихард дома прослушал записанные в студии гитары, оказалось, что они идут на удар впереди ритма. Недели ругани и переделок ни к чему не привели, и гитары просто переписали заново.
Разговор затронул Пауля, и эту часть я скопирую полностью. Рихард упомянул, что в Муттер-туре гитарист System of a Down на нескольких концертах заменял Пауля:
"Рихард: Так как Пауль, к сожалению, был вынужден вернуться в Германию, два концерта мы отыграли вместе с Дароном (Daron Malakian, гитарист SOAD). Он надевал куртку Пауля, и мы играли.
- Он так просто смог заменить Пауля?
Рихард: Я показал ему, как играть наши песни, мы немного поджеммовали, и всё получилось окей.
- Но Пауль-то всё ещё в группе?
Рихард: (смеется) Конечно! Rammstein только тогда Rammstein, когда нас шестеро.
- Как вы оба умудрились так сыграться за эти годы? Вы многое играете в унисон.
Рихард: Действительно, мы играем вместе долгое время. Эта игра в унисон, с одной стороны, является типичной составляющей звучания Rammstein, а с другой стороны - это настоящее наказание.
- Потому что ты не можешь проявить из-за этого своё "я"?
Рихард: Гитаристы в группе - большие эгоисты, при этом они должны разделять работу между собой и играть в унисон. Весь прикол в том, что мы очень разные люди. Пауль весельчак и играет очень плотно, но ему сложно это терпеть. Однако вместе мы представляем собой тёмную сторону силы (смеется).
- Играет ли ещё Пауль на гитаре Music Man?
Рихард: Сейчас он решился на Les Paul – почти его тёзка, да и это было только вопросом времени."
По словам Рихарда, во время записи альбома Sehnsucht он заработал много вредных привычек – и наркозависимость была одной из них. И заговорив о наркотиках, Рихард признался, что ему нравятся альбомы (тут он говорит о других музыкантах), написанные под действиями наркотиков. Если выбирать между нарко-альбомом и альбомом, записанным в чистом трезвом состоянии, Рихард выберет нарко. Но с наркотиками есть большое НО: "Проблема в том, что однажды ты доходишь до того, что понимаешь: так больше продолжаться не может. Когда-нибудь ты должен остановиться. И сразу встаёт вопрос: сможешь ли ты делать так же без наркотиков? Проблема однозначна: надо осознать, что с этим у тебя мало шансов дожить до старости. Наступит время, когда ты столкнёшься с этой проблемой, и придется что-то менять в жизни. Я это сделал очень кардинально. Тем не менее, тяга к смерти появляется у меня время от времени, и, слава Богу, я нашел группу, где могу проявлять свои темные стороны, создавая песни. Это особенно слышно на “Mutter” и “Sehnsucht”. Для меня “Mutter” - это самый глубокий альбом, особенно, с точки зрения настроения".
От разговоров Рихарда про смерть волосы дыбом стают.
Очень интересная у Рихарда фраза: "“Reise, Reise” можно слушать фоном, но “Mutter” я должен слушать внимательно, в него нужно втянуться, и только после прослушивания тебя отпустит".
Наркоглубина "Муттер" продолжает действовать на Рихарда, и как же он легко унизил "Райзе".
По поводу того, как Раммштайны работают над песнями и безжалостно кромсают идеи, Рихард высказался так: "Ты ведь очень чувствительный, если написал что-то сам - это же твой ребёнок. Но каждый должен чувствовать, что является составной частью песни – без разницы, у кого появилась основная идея. Rammstein - демократичная группа, и нам это понимание далось очень тяжело. Я всегда говорю: Rammstein - это самая лучшая терапия, которая когда-либо была у меня в жизни. Сейчас стало немного посвободней, так как отдельные индивидуальности больше не в силах бороться, или, может, потому, что уже и не должны бороться. Но это не обязательно повышает качество. Я считаю, что во всех больших успешных группах всегда была эта любовь-ненависть, и в Rammstein всё точно так же".
Чувствительный Рихард не моргнув глазом врет величайшую ложь о том, что Раммштайн – это его лучшая терапия. От которой он сел на наркоту, тронулся мозгами, сбежал через океан и еле заставил себя вернуться в студию продолжать эту "терапию". И про демократию тоже… хотя, может, тогда еще была у них демократия. Но вот фраза о том, что кое-кто перестал бороться и не должен бороться – Рихард полностью сдался? Вернулось то вялое безвольное существо, которое покорно записывало "Райзе" – но ведь в туре Рихард немного воспрянул, вернул свой дух. И опять жирный намек на более низкий уровень "Райзе". А вот насчет любви-ненависти – ненависти тогда было с лихвой, но неужели Рихард думал, что когда-то там появится любовь? Или он вспоминал первые годы знакомства с Паулем, когда до Раммштайн у них была неподавленная химия?