В ожидании свежих новостей покопаюсь-ка я в делах прошлых. Круспе-био сама не напишется, а я с перипетиями этого лета совсем забросила работу. Итак, назад в ЛИФАД, в 2009 год, в очередное интервью герра Круспе. Журналист именно так к нему обращался. Это так мило. Не, понятно, что к зрелому солидному немцу обращаются "герр", но в отношении публичных личностей этикет позволяет обращение по имени. Но журналисту не хотелось фамильярничать с герром Круспе, которого он описал так:
Schwarze Haare, schwere Ringe, schwarz umrandete Augen - Richard Kruspe sieht exakt so aus, wie man sich schon immer ein Rammstein-Mitglied vorgestellt hatte. Der 42-Jährige sitzt an einem großen Tisch in einem Raum der Plattenfirma Universal in Berlin, raucht und lächelt freundlich.
Черные волосы, массивные кольца, подведенные черным глаза – типичный Раммштайн. И в то же время Рихард улыбался, сидя за столом в берлинском офисе Юниверсал. Улыбался и курил.
Вопрос про Pussy, о том, что она выделяется среди других песен на альбоме. Весьма интересный ответ Рихарда:
По словам Рихарда, Тилль изначально писал текст Pussy на английском, но Рихарду этот текст категорически не понравился. Рихард считал, что Тилль преступил черту: Es gibt einen gewissen Humor, den ich gut finde, aber es gibt auch Grenzen. Группа попросила Тилля написать немецкие нормальные стихи, и в итоге получился текст с юмористическим оттенком mit dem ich gut leben kann. Это не то, что Рихард считает Раммштайн, но тут он пошел на компромисс и оставил так, ибо у них же демократия.
Однако… Значит, уже тогда Тилль впадал в пошлость, которая сейчас ничем не сдерживается в его сольном творчестве. И уже тогда Рихард морщил свой Круспе-носик и пытался зарубить это на корню, хотя в те времена они с Тиллем крепко дружили. Но в те времена сила влияния Рихарда была ограничена – что отнюдь не мешало ему настаивать на своем мнении.
Дальше журналист попытался развить тему текста Pussy, и тут Рихард показал свой характер: Zum Text kann und will ich nichts sagen. Ich bin nicht der Textschreiber. Ого как отрезал, аж холодом пробирает от его высокомерного тона. Дааа, интересно получается, Рихард был тогда сильно недоволен текстами Тилля, но не позволил этому отразиться на их дружбе.
Журналист напомнил Рихарду, что он только что обсуждал первый вариант текста Pussy. Рихарда это отнюдь не смутило, Рихард тут же заявил: Nein, das war mir nicht zu viel. Es war mir einfach zu platt. Mit den deutschen Strophen hat es einen gewissen Humor bekommen, den ich mittragen kann.
Английский юмор Тилля ему плоский был. Не, тут совершенно не поспоришь, но Рихард такой Рихард, такая корона на голове. И его длинный язык был режущим. В начале интервью журналист сказал, что он улыбался. Если это улыбающийся Рихард такой резкий, то каким в те времена он был в плохом настроении?
Господи, это какой-то камикадзе, а не журналист. Он не угомонился и стал допытываться, о чем текст Pussy, о немецких секс-туристах? Рихард: Wenn Sie das so sehen. Журналист: "Я ничего не считаю, как Вы понимаете этот текст?" Рихард: Für mich ist es ein Partysong, nicht mehr und nicht weniger.
Журналист спросил, а как быть с людьми, которые воспримут текст Pussy буквально. Рихард ответил, что в каждом обществе есть агрессия, и все, что можно сделать – это следить за порядком в своем маленьком кругу, у него есть дети 17 и 18 лет, и у них нормальное восприятие. И вообще у него как у уроженца ГДР проблема с цензурой.
Дальше разговор перешел на ответственность перед обществом, и Рихард заявил, что они не Мессии, они ничего никому не навязывают, и он, Рихард, не из тех, что учит других жить.
Вот тут герру Круспе следовало бы напомнить, что он постоянно указывает другим – хотя действительно делает это не на сцене, а своим длинным языком.
Журналист попытался выведать, использовались ли дублеры при съемке клипа, но Рихард пресек это: Ist ja auch egal.
Потом журналист стал выяснять по поводу обложки ЛИФАД. Рихард сказал, что более точно будет сравнивать картину на обложке не с Рембрандтом, а с Босхом. Журналист спросил, что это за Metallzahnmonster на обложке. Рихард: Das sollte so eine Art Alien sein. Ich habe es schon wieder vergessen. Es war ganz gut, was der Künstler sich dabei gedacht hat. So eine Art Alien, das den ganzen Konsum auffrisst. Sehr philosophisch, was er da aufgebaut hat.
Рихард великолепен. Он прекрасно показал, что он думает по поводу философии сеньора фотографа – она ему нафиг не надо, и он не забивает ею свою голову.
Журналист уточнил насчет женщины на столе, ей отрубают руки или как. Рихард: Ja, aber das ist jetzt auch nicht wörtlich zu nehmen, in dem Sinne, dass da eine Frau massakriert wird.
Не-не, ничего буквального, никого не убивают. Бредовая философия сеньора – это одно, но Рихард незаменимый человек, когда надо выкрутиться и выбрехаться.
Последующее обсуждение обложки повторяет обсуждение текста Pussy: журналист пытается выведать у Рихарда хоть что-нибудь, а тот все отрубает. Рихард по поводу обложки: Ich sehe in dem Bild mehr die Abgründe dieser Welt.
Журналист указывает на двух мужчин у стола, которые застегивают штаны, и спрашивает: "Вы один из них?" Рихард: "Нет". Журналист: "Это сцена изнасилования?" Рихард: "Если вы хотите так видеть".
Бляяя… Рихард вообще комок нервов. Он едва не послал журналиста. Журналист начал: "Вернемся к… " И Рихард прерывает его: ... zu den schwierigen Fragen? Haben Sie nicht was anderes, über das wir sprechen können? Was Schönes? Über das Leben?
Бляяя… Я такого Рихарда еще не читала. Журналист, конечно, вообще не чувствует своего собеседника, но Рихард – профи, который должен терпеть и страдать, покорно отбывая обязаловку с прессой, а не срываться.
Журналист: "У меня еще один вопрос по поводу альбома". Рихард: Okay, noch eine.
Этот вопрос оказался насчет использования в клипе Pussy немецкого флага и пародии на выступление Гитлера. Рихард: Ja, aber auf eine sehr humoristische Art. "I can't get laid in Germany" ist schon sehr lustig.
Ой как Рихарду смешно, что он не может получить интим в Германии. Но журналист спрашивал о другом, и он решился прямо сказать, что не считает Раммштайн радикально правыми, на что Рихард, рассмеявшись, ответил, что они слишком умны для этого.
Журналист спросил, почему в песнях Раммштайн секс всегда связан с борьбой или войной. Рихард: Für mich hat Sex immer mit Leidenschaft zu tun. Ich bin ein Romantiker.
Бляяя, сам признался. Не, ну сейчас никто не усомнится: звезды, серенады, нежные поцелуи, вино Розенрот… а потом порывы страсти… - но слышать от ТОГО Рихарда, что он романтик… Бедный, как же тогда страдала его романтическая натура.
Рихард развивает тему: с другой стороны, ему нравится драматизм, и чтобы найти корни этого, нужно вернуться в его детство. И вообще музыканты все переносят болезненно и драматично, по крайней мере в Раммштайн.
Отвечая на вопрос по поводу веры, Рихард определил себя: Religiös? Nein. Ich glaube an eine Gerechtigkeit.
Журналист захотел развить эту тему, и тут длинный язык Круспе показал себя во всей красе. Бляяя…
Рихард описал свое видение мира: есть идея, которую можно назвать Богом. В жизни важно быть наказанным за определенные вещи. Рихард верит в судьбу и карму. Церковь навязывала, что хорошо, а что плохо – но это чушь. Тот факт, что кто-то имеет сексуальную ориентацию, которую Церковь классифицирует как зло, не означает, что это неправильно. Напротив.
Бляяя… Какого хрена он начал говорить об устройстве мира, а скатился к гомосексуализму? Какого хрена еще в 2009 Рихарда волновало гонение на гомосексуализм, и он считал эту ориентацию лучше традиционной, самой правильной ориентацией. Бляяя…
Рихард продолжает развивать мысль: Liebe ist für alle da – это очень христианская мысль. Но действительно ли любовь существует для всех? Рихард очень хотел бы, чтобы так было. Он часто думает об этом, но в своих поисках любви он делает шаг вперед два назад. Особенно после 40, для мужчин это вообще тяжелый возраст.
Для Рихарда в жизни есть два варианта: быть счастливым или быть великим. Он очень стремится к счастью, но его творчество исходит из страданий. Даже если он не страдает, он сам создает себе страдания, чтобы иметь возможность творить. Wenn ich glücklich wäre, wüsste ich, ich würde nie wieder schreiben. Рихард пытался найти счастье извне, но в 40 лет наступил момент, когда он стал пытаться найти счастье внутри себя.
О Господи, Рихард… нет слов. Вот почему он так тяжело пережил свое 40-летие – в этот момент он осознал, что ничто из внешнего мира, никто из внешнего мира не сделает его счастливым. И откуда в глубинах своей души ему найти счастье, если он сам себя ввергает в страдания? Какие благодарности слать Богу и всем высшим силам за то, что случилось с нынешним Рихардом? Что он нашел счастье извне, счастье внутри и обнаружил, что счастье порождает творчество? Рихард очень, очень хотел быть счастливым, если он долгие годы без всякой надежды продолжал пытаться найти счастье. Вот он – результат его железного характера, который не дал Рихарду сломиться в детстве, после Муттер, после всех трагедий его жизни.
Журналист попросил Рихарда рассказать о твочестве, и Рихард вспомнил о наркотиках, которые помогали ему творить: Ich habe extrem viel Kokain genommen.
Господи, как же он красиво описал это: Diese kreative Kraft kommt bei mir mittlerweile in verschiedenen Momenten. Sie schwirrt in der Luft und das Einzige, was du machen kannst, ist offen zu sein. Und dann ist der Moment wieder weg. Als wenn eine Wolke vorüberzieht, und du greifst nach ihr und wartest dann auf die nächste Wolke.
Облако, к которому он тянется, пытаясь ухватить... но облако уплывает, и приходится ждать следующего.
Напоследок – традиционный вопрос, что этот альбом объявлен последним альбомом Раммштайн. Рихард опять блеснул своими аналогиями и позволил разгуляться очень длинному языку Круспе: на данный момент после впечатлений от записи ЛИФАД он не может представить, чтобы еще когда-нибудь пошел в студию с Раммштайн. Но тур он легко может представить. Рихард сейчас чувствует себя, как будто он попал в мыльную оперу и должен играть своего персонажа день за днем и бесконечно долго. Плюс демократия Раммштайн. Они каждый день говорят и говорят, ибо: Innerhalb einer Band hast du ja nicht diese Art sexueller Entladung, die du in einer Beziehung hättest. Es ist bei uns wie in einer langen Ehe. Man schläft einfach nicht mehr so gerne miteinander.
Бляяя… в группе нельзя сделать сексуальную разрядку, группа – это долгий брак, и спать вместе уже не нравится. Бляяя… а потом оказалось, что даже в старом браке с давно приевшимся супругом можно найти то Счастье, которое он искал всю жизнь.
Господи, почему все аналогии Рихарда, которые касаются его творчества – это про деторождение, секс и брак? Понятно сравнение группы с браком, но почему Рихарду постоянно хотелось впихнуть туда секс, он еще в 2009, задолго до финальной сессии с психотерапевтом, знал, что причина всех проблем – отсутствие секса в браке, и был очень озабочен проблемой гомосексуализма в обществе. Но на той стадии он даже в самых диких мечтах не мог представить, чтобы что-то сделать с этим, а потому страдал еще сильнее, и как результат пришел к гениальной мысли родить ребенка и доказать всем, и себе в первую очередь, свою гетерность. Проблема Рихарда тогда не имела решения, не было никакого способа решить ее.
Ну и интервью… Герр Круспе выел мне мозг. Мне после этого неделю восстанавливаться нужно будет. Краткий итог: Рихард был очень психованный, когда вопросы касались альбома, но когда разговор перешел на жизненно-философские темы, он расслабился и дал волю своему длинному языку. Из чего следует, что не только запись ЛИФАДа была тяжела ему, но и сам альбом у него ни с чем хорошим не ассоциировался, говорить о нем ему не хотелось, и пресловутая демократия в те дни была сильна, что привело к тому, что альбом был сделан не так, как хотел Рихард.
Я обычно не сохраняю ссылки, но эту поставлю для будущих размышлений www.welt.de/kultur/article4895627/Rammstein-sin...