Уж коли открыла ящик Пандоры с интервью Рихарда…
Телефонное интервью Рихарда с Metal Hammer, 13 августа 2009.

Часть 1 youtu.be/jyRucGspLH4
Общественность не зря сомневалась, что Раммштайн сделают новый альбом – Рихарду было очень тяжело вернуться в студию с Раммштайн, особенно после работы с my own little project, и забыть о pain and suffering, которые неизменно сопровождают работу с Раммштайн. С Эмигратами все было совсем по-другому, и после этого вернуться в the deep hole for pain and suffering and frustration and feeling miserable and all this kind of feelings…
Господи, сколько синонимов для обозначения боли и страдания Рихард знает? Я не знаю, как по-русски передать все эти оттенки. В каждом интервью он повторяет этот перечень. Слушая Рихарда, неизменно думаешь: и зачем так жить? Зачем так мучиться? Но потом он говорит, что конечный результат стоит этого, что идея Раммштайн стоит любой боли. И тогда понимаешь, что Рихард глубоко пропащий человек.
Когда Раммштайны встретились два года назад, то Рихард чувствовал, что он не вынесет запись трех альбомов подряд без перерыва на тур.
Встретились они в 2007 на, конечно же, Балтике. Три альбома – это надо понимать Розенрот, Эмигрейт и ЛИФАД. Интересно, когда Рихард высказал эту мысль раммштайнам, ему не ответили, что он сам виноват со своим сольником, нужно было отдыхать в этот перерыв как сделали все другие, а не запираться в студии, а теперь тормозить работу Раммштайн? Герр Ландерс вполне способен на такую жестокость.
Все остальные раммштайны были за запись альбома. Поставленный один против пяти, Рихард не сдался и стал настаивать, что мир изменился, и сейчас вполне можно ехать в тур без нового альбома. Дискуссия шла очень долго – пока, наконец, Рихард не почувствовал себя достаточно комфортно, чтобы приступить к записи.
Ну у Рихарда и характер… Припертый к стенке, один против всех, он умудрялся отбиваться и настаивать на своем. И если бы Рихард сам не почувствовал, что он готов, у Пауля ничего бы не вышло, он бы не смог затащить Рихарда в студию силой. Теперь вопрос, почему Рихард почувствовал, что он сможет сделать это, что вернуло его в зону комфорта? Чувство долга? Кто-то нашел правильные слова?
Когда они оказались в студии, возникла новая проблема – они не знали, в каком направлении двигаться. Их разрывало в разные стороны, им пришлось перезаписывать песни, они отошли очень далеко от своих корней, и Рихард чувствовал, что они делают совершенно не то. Рихард потерялся, он не понимал уже, песня хорошая или плохая. Он так и не понял этого до недавнего времени. Недавно они дали прослушать альбом двум близким друзьям, потом прессе, и Рихарда поразило, как высоко альбом был оценен.
Н-дааа… Это объясняет, почему ЛИФАД получился слабым альбмом. Рихард не видел цельной картины, не чувствовал связи с творчеством, альбом был слепленными в кучу разными идеями разных людей без общей основы. Выдавать альбом, не зная, хороши песни или нет – такое и подумать невозможно про перфекциониста Рихарда. Конечно он ни за что в жизни не согласится повторить такое.
Вопрос, не чувствовали ли они, что миру не нужен еще один альбом Раммштайн.
Рихард, запинаясь, пытается выразить свою мысль: "Категорически нет". Рихард думал, нужен ли миру еще один альбом "Рищарда", когда он создавал сольник, но с Раммштайн им всегда было глубоко пофиг на то, что мир ожидает от них. Раммштайн – это глубоко внутреннее, интровертное: насколько ситуация плохая, как они сосуществуют вместе, как они могут писать, какая химия между ними, вся их темнота и демоны, их эго. Раммштайн для Рихарда – терапия длиной в жизнь. Это то, как ты… (Рихард опять запнулся, подбирая слова) deal with yourself and with the other guy. It's always painful. Это особенно стало ясно во время этой записи. Раммштайн никогда не будет легко, Раммштайн – это болезненный процесс, и каждый должен принять это. Рихард нашел для себя способ, как выдерживать это – делать большие перерывы и уезжать подальше, чтобы восстановиться. Это как месяцами сидеть на наркотиках, а потом 40 дней быть чистым.
Рихард говорит guy в единственном числе. Боль и страдания Раммштайн исходят от того, как Рихард взаимодействует с кем-то, лишь одним кем-то. Весь внутренний мир Раммштайн, который заставляет их творить - это сплошной негатив. Аналогия с наркотиками тоже интересная.
Собраться снова вместе после перерыва было не инициативой кого-то из раммштайнов, а работой менеджмента. Раммштайнов засадили вместе, чтобы они обменивались идеями. Они ничего не создавали поначалу. Когда они все-таки решили начать запись, то сняли очень маленький домик. Они не смогли впихнуть туда все свое оборудование, лишь электрические барабаны и наименьшие усилители. Там они сидели и постоянно джемовали, начиная с раннего утра. Они создали и записали около сотни риффов и идей, но не смогли родить из них песни. Потом они решили впихнуть все в компьютер, и это было величайшей ошибкой: они растерялись, потерялись и стали сильно сомневаться, что из этого что-то получится. Они утратили уверенность. Это был один из самых сложных периодов в истории группы. Все разочаровались в альбоме. Потом они начали опять, потихоньку внося изменения. Работали они преимущественно небольшими группками, а не собираясь всей группой, потому что some people didn't feel comfortable with the others, плюс приходилось иметь дело с изменениями настроения. Для Рихарда точкой, когда он понял, что эта запись катится не туда и он теряет связь с ней, стал процесс переноса идей в компьютер. Он был против этого, считал, что им нужно продолжать играть вживую, но его не послушали. Рихард психанул и улетел в Нью-Йорк. Потом он, конечно же, вернулся, работа продолжилась, но даже когда Раммштайн отправились в студию для записи, Рихард не был уверен, что их песни хороши. И оставался неуверенным, пока ему недавно не сказали, что все отлично. Он lost connection.
Нет слов. Как они красиво рассказывали в мейкинге – а реальность была ночным кошмаром. Для Рихарда это худшее, что могло с ним произойти – не чувствовать песни, ставить свое имя под тем, что он не считал хорошим. И опять побеги – но в этот раз он быстро возвращался.

Часть 2 youtu.be/I_i0splT6z0
Рихард рассуждает о том, что иногда нужно отступить назад (т.е. сбежать). Рихард get lost in emotions and frustration. Раньше было легче, потому что не все перегрызали друг другу глотку, а тут нашло на всех. Но эта запись заставила Рихарда осознать, что другого пути нет. Только так они могут работать в студии. Между ними химия, и эта химия работает таким способом. Проблема в том, что с возрастом нужно больше времени на передышку и больше показывать зубы, чтобы выдерживать это.
О Боже. Рихард, солнышко. Как же сейчас хочется найти его в Провансе и спросить: ну что, оказывается, есть другой способ делать альбом Раммштайн? И зубкам можно найти другое применение? Ох, Рихард, он тогда еще не достиг возраста для настоящих открытий. Что до отношений между раммштайнами при записи ЛИФАД – ладно Рихард и Пауль, тут все понятно, но создается впечатление, что Рихард тогда переругался с остальными тоже, включая Тилля. При Муттер он тоже переругался, но Тилль был на его стороне или, по крайней мере, сохранял нейтралитет. А тут между ними появилась трещина.
Рихарда спросили, что обнародованные треки из альбома звучат настоящим металом, это так? Рихард глубоко вздохнул и прошептал: "Я не знаю". Первоначальной идеей было сделать тяжелый и прямолинейный альбом. Первый месяц работы над альбомом эта идея сохранялась, все были согласны и не спорили по этому пункту. Споры начались, когда они потеряли первоначальное настроение.
Рихард с большим энтузиазмом ждет тур, который должен начаться в ноябре, они хотят играть 6-7 новых песен и имеют большие планы по визуальной составляющей шоу.
Песни писались оптом, сессиями, не было такого, чтоб они сели и создали одну, потом другую – все лепилось из кусочков.
По поводу продюсера. Поначалу обсуждалась идея взять кого-то нового, но Рихард быстро почувствовал, что в такой ситуации, когда никто не знает, что делать, знакомый и знающий их продюсер – единственный способ добиться чего-то. У Рихарда были огромные сомнения, что они смогут закончить эту запись. Якоб обладает большим терпением и он давал им время, чтобы они перебесились. Особенность раммштайнов в том, что они должны все переругаться и возненавидеть друг друга, но в итоге самим прийти к решению, а не чтобы продюсер навязал им это решение. И Якоб это понимал.
На альбоме лишь одна песня, которая полностью удовлетворяет Рихарда.
Писать прямолинейные песни, как на ЛИФАД, проще, когда вся группа работает вместе. Просто играешь на своем инструменте, каждый выполняет свое дело, и получается общий результат. Работать над песней самостоятельно в студии сложнее, но там получается креативней.

Часть 3 youtu.be/0DbBL7srJeg
Журналистка придолбалась к Рихарду, что новый альбом менее эпичный. Рихард спросил, откуда она это взяла. Журналистка: "Не помню, ты это где-то сказал". Рихард: "Я много чего говорю".
Ох Рихард и его длинный язык.
Раммштайн и эпичность неразделимы, так что на альбоме этот элемент присутствует. Журналистка выразила озабоченность, что оркестр будет сложно воспроизвести в туре. Рихард без всякой заминки и смущения: "Нет, у нас есть семплы". Охуевшая журналистка: "Так просто?" Рихард смеясь: "Да, некоторые вещи в группе решаются просто, их немного, но это одна из них". После этого Рихард рассмеялся, а журналистка растерялась, о чем говорить дальше.

Когда раммштайны пишут песню, они совершенно не думают, будут ли эту песню играть на радио. То ли из-за своего происхождения – в ГДР вообще ничего не играли по радио, то ли по складу своей натуры Рихард упускает этот аспект из виду, хотя, может, следовало бы обращать на это внимание. Но вообще им это глубоко пофиг.

Интервью не обошлось без любимых аналогий Рихарда. Журналистка спросила, чем же объяснить успех Раммштайн? Рихард спросил ее в ответ: "А чем объяснить успех в отношениях?" Журналистка опять охуела и выдавила из себя: "эээ, химией". Рихард: "Именно!" Между раммштайнами правильная химия, и самое интересное то, что Раммштайн – это шесть парней. Это, эту химию, нельзя recreate. Хотя они имеют suffering, pain и дальше по списку.

Журналистка попыталась разобраться в этой химии и сафферинг. Рихард: "У меня были моменты, когда I was like almost like hitting someone but never happened". И если бы это случилось, если бы он ударил – that will change a lot of things. Like physical violence. На вопрос, что останавливало Рихарда, он ответил: "Мой возраст. Думаю, мой возраст". Рихарду 42 (он задумался и повторил, что да, 42), он много работал над собой, и в отношениях насилие would not be right thing to do.
О Господи, как бы разобраться в этом… Рихард говорит за сейчас, за 2009 год, что он был на грани ударить, но сдерживал себя, что если сейчас выпустить лавину физического насилия – это было бы катастрофой. И это отнюдь не значит, что раньше между ним и Паулем не было рукоприкладства. Скорее, слова Рихарда подтверждают, что у них доходило до драк, и потому Рихард знает, что сейчас этого нельзя допустить. Но единственное, что сдерживает Рихарда сейчас – это его возраст и кое-как обретенная мудрость, замешанная на собственном опыте. А отнюдь не то, что Пауль перестал вызывать у него желание врезать ему.
И вот что еще. Рихард осознает, что нельзя приносить насилие в отношения. Он стал категорически против насилия в отношениях с Паулем. Но ходили настойчивые слухи, что Рихард без всяких проблем поднимал руку в отношениях с женщинами.

Журналистка охуела в который раз и резко сменила тему. Она высказала мысль, что поскольку ни радио, ни ТВ не играют Раммштайн, раммштайны сделали Rammlied, чтобы самим прославить себя. Рихарда идея весьма позабавила и он заявил, что ему всегда больше нравится общаться с женщинами – в том смысле, что ему нравится, как работает женский мозг, женщины задают более интересные вопросы.
Женское начало Рихарда тянется к женским разговорам.
Отвечая на вопрос – раммштайны обожают прославлять себя, но Рихард понятия не имеет, откуда это взялось, хотя ему очень нравится орать "Раммштайн". Waidmanns Heil – это про традиционную немецкую охоту. Вопрос: "О чем Pussy?" Рихард: "It's about fucking". B*** - журналистка решила, что под звездочками слово bastard, и Рихард не сразу врубился, о чем она. Это секретное выдуманное слово. Wiener Blut: "Это про австрийца, который держал свою дочь взаперти и… ну ты поняла".
На август 2009 альбом еще не имел названия. Даже 2-3 главных кандидата на название не было отобрано. Рихард назвал это одной из дискуссий, которая никогда не прекращается.

Ох и Рихард, ох он и наговорил. Бесценное интервью. Выбряканные ним детали о записи альбома потом потерялись или стали сознательно умалчиваться, в последующих интервью (а уж тем более официальных мейкингах) их нет.