Signs everywhere I look © RZK
В Киеве я была не раз, но это путешествие отличается от всех моих предыдущих тем, что я была с дочкой. Впервые мы с Настюхой выбрались куда-то в люди. Второе отличие этой поездки – это был не экстремизм, а паломничество.

Поездка была запланирована где-то за месяц. Выбираться из нашей сонной провинции было стремно, и нужно признаться, что ощущения и настроения в Киеве кардинально отличаются от нашего болота. Я не о том, что в Киеве жизнь бьет ключом, я о том, что Киев – столица Украины, здесь героям слава, смерть ворогам. Дух патриотизма бьет в полную силу с первой минуты пребывания здесь – как и жар от раскаленного асфальта и гул транспорта.

Поезда южного и восточного направлений идут с опозданием. Наш с Севастополя опоздал на полчаса, из Луганска – на час, из Адлера – на 12 часов. Охрана вокзала усилена могучими дядьками в форме, которые от отсутствия террористов разглядывают девушек. В отелях много беженцев с восточных областей. Не знаю, на льготных или каких условиях их селят, но консьержка жаловалась, что многие беженцы не хотят селиться в выделенных пансионатах и требуют повышенного комфорта. В нашем отеле жила одна из таких дам, которая при этом не скрываясь заявляла, что ее муж и сын воюют в ополчении. В соседнем номере жила беженка с ребенком, у которого огнестрельное ранение – нанесенное ополченцами.

Первый день пребывания в Киеве (точнее, полдня, ибо приехали мы в полдень) прошел в знакомстве с окрестностями в формате "мягкого привыкания" к городу, все-таки Настюха в большом городе никогда не была. На второй день была запланирована основная программа: Майдан, урядовий квартал, соборы, Днепр. Маршрут начался с ботанического сада, который "Университет". Там была обнаружена белка, завтракающая орехом. По бульвару Шевченка мы дошли до постамента памятника Ленину и повернули на Крещатик, а дальше – Майдан.

Теперь я выскажу субъективное мнение человека со стороны (хотя этот человек глубоко переживал события осени-зимы). Сейчас Майдан отдает театральностью. Йолка, мемориалы, закопченная стела, разбитая бруківка – это очень тяжело видеть, но истинность этих символов затуманивается какими-то бутафорскими палатками нынешних майдановцев и бойкой торговлей сувенирами. Если так и будет продолжаться – то истинный Майдан будет полностью поглочен этой мишурой. Страшно и больно стоя на этом месте вспоминать то, что происходило. Баннер на Будинку Профспілок закрывает только вид, а не сущность. Смотреть на стелу невыносимо больно. Больно видеть щиты и брошенные личные вещи. Больно видеть ямы с вынутой бруківкой. Гнетущее впечатление произвело то, что с мемориалов не убирают увядшие цветы. Они оставляют ощущения смерти и тлена на всем, и живые цветы тоже умирают на их фоне. Но все это покрывается дымкой.

Обойдя Майдан, мы поднялись на "Глобус" и на мостик, а потом спустились на Институтскую. Есть украинское слово "моторошно". Так вот мне никогда не было так моторошно, как на Институтской. Здесь весь ужас, страх, боль и смерть сохраняются в первозданном виде. Их чувствуешь, когда идешь вверх по улице по тем камням, на которых умирали люди. Та короткая аллея до последней баррикады, до каплиці – то суть Майдана, место смерти и подвига.

Дальше начинается обычная жизнь. С Институтской мы повернули на Банковую, и здесь не осталось никаких следов столкновений 1 декабря. Мы без всяких помех подошли к Администрации Президента и прошли на территорию. Такая открытость и доступность произвела неизгладимое и приятное впечатление. Вся охрана здесь – пара ментов и охранников на воротах с обеих сторон и пара ментов у входных дверей. Все, что они делают – стоят в тенечке и глазеют по сторонам.

После дома Президента мы пошли к Верховной Раде. Тоже полная открытость: здесь вообще никого из правоохранителей не было кроме гаишника на перекрестке. Зашли в Мариинский парк. Место дислокации Антимайдана вычистили, теперь здесь красиво и уютно. Правда, бруківка тоже кое-где разобрана. Возле Будинку Уряду был какой-то митинг, и по этой причине или по какой другой в парке напротив здания стояли два белых ментовских автобуса. Правда, сами менты расслабленно сидели на траве. Парком мы спустились к арке стадиона "Динамо".

Улицу Грушевского отреставрировали, арку обновили, сожженный экран убрали, Лобановского отмыли. Но память о боях остается, и не только в мемориалах. Символично дерево на другой стороне улицы: оно было сожжено зимой, но весной пустило новые побеги, которые сейчас зеленеют молодой жизнью на обугленном стволе. Посреди проезжей части стоит мемориал белорусу Жизневскому, убитому здесь в январе, а дальше, ближе к Европейской площади – мемориал украинскому армянину Нигояну, первому убитому майдановцу.

Европейская площадь украшена флагами Украины и ЕС, патриотичными баннерами и клумбами, мемориалами Небесной Сотне. Возле Украинского Дома растяжка – строчка Лермонтова "Прощай, немытая Россия".

Обойдя таким образом урядовий квартал, мы вернулись на Майдан и обошли его с другой стороны. Часть Майдана возле Лядских ворот выглядит почти нетронутой, но и здесь сожженные деревья. На этот раз совершенно мертвые. Софийской улицей мы поднялись к Софийскому собору. Пройдя на территорию, мы как будто перенеслись в другое время и место, где царит тишина, умиротворенность и чистота. Начинаешь понимать, почему люди прятались за стенами церквей от мирской суеты.

От Софии перешли к Михайловскому монастырю. Тому, где спрятались студенты в первый разгон Майдана. Повязав благообразно платочки на голову, зашли в собор. И вот что я должна сказать. Меня нельзя назвать особо верующим человеком, в церкви я не хожу из принципа, ибо не верю попам московского патриархата, которые узурпировали мой город, но приходится сталкиваться с некоторыми вещами. Так вот здесь ничего из того, что отталкивает меня от попов и церкви, нету. И в самом месте чувствуется святость. Более того – здесь чувствуется человечность, это церковь для людей, а не бизнес-центр, и на любой вопрос здесь ответят нормальным украинским языком без пустых напыщенных церковно-славянских фраз. А еще мы оставили там пожертву для армии.

Дальше мы отправились к Андреевской церкве, узвозом спустились к Контрактовой площади, с нее перешли на Почтовую площадь, а оттуда – к Днепру. Я планировала на этом завершить экскурсию по Киеву, но у нас с Настюхой оставались силы и дурь в голове, поэтому мы перешли на Труханов остров и залезли в Днепр. Мокрые и окончательно уставшие, мы по бесконечной лестнице в небо поднялись на Владимирский узвоз и таки вернулись в отель.

Утром дождь лил как из ведра, а у нас была запланирована поездка в Ботанический сад. Не дав погоде нарушить наши планы, мы с Настюхой достали зонтик, обнялись и отправились в путь. Наше мужество нам воздалось: добрые тетеньки на кассе пустили Настюху без билета по случаю дождя, и в саду мы были единственными живыми существами. Кроме белок, конечно. Сад мы облазили вдоль и поперек – благо, где-то в разделе Крыма дождь прекратился. Кусочек хвойного леса божественен своим запахом, темные аллеи навевают потусторонние мысли, цветы шокируют яркостью. Улыбнул украинский сад с кабаком, плетущимся по тыну. Ну ооочень необычный ландшафт. Еще улыбнули типично украинские пальмы и кактусы. Карпатские смереки, гладкие буки, дальневосточные кедры – в общем, здесь насмотрелись на все то, о чем раньше только читали. Равнодушным оставила только ділянка степи – такой пейзаж я вижу на пустыре в своем микрорайоне. Нашли альпийскую горку, и Настюха потребовала, чтобы мы вылезли туда. Потом забрели в розарий и получили шок от красоты и запахов. Розы уже отцветают, но все равно безумно прекрасны. В саду мы провели весь день. У меня была запланирована поездка в Лавру, но Настюха отказалась от нее, предпочтя остаться в саду, аргументируя это тем, что церкви ей уже надоели. Меня сейчас тоже Лавра не особо вдохновляет, потому мы полазили еще по саду, а потом отправились на вокзал.

ФОТО:

Киев www.facebook.com/tanya.valchishena/media_set?se...

Майдан www.facebook.com/tanya.valchishena/media_set?se...

И два моих фото бонусом, возле КМДА и в розарии:
kyiv07 2014 kyiv 07 2041

@темы: Жизненное, Личное