Signs everywhere I look © RZK
VII. Mutter
В сентябре 1999 года раммштайны сняли Haus Weimar в Хайлигендамме на побережье Балтийского моря в земле Мекленбург – Передняя Померания. Перед этим домом стоял плакат с надписью "Heiligendamm: wo das Meer das Land berührt / Хайлигендамм: где море касается земли" – эта строчка вошла в текст "Nebel". Там раммштайны приступили к работе над третьим альбомом. Поскольку дом был в плохом состоянии, раммштайны сделали косметический ремонт, оборудовали передвижную домашнюю студию и купили в IKEA шесть кроватей и шесть тумбочек с лампами. Они прерывали работу для фанклуб-тура по Германии в сентябре и для свадьбы Рихарда в октябре. В Хайлигендамме работа шла каждый день кроме воскресенья с 11 до 6 вечера. В центре общей комнаты висела доска, на которой Олли и Шнайдер вывешивали недоработанные песни с пометками, и каждое утро возле этой доски проходили совещания. На стене Тилль вывешивал лирику песен, чтобы все могли внести свои замечания.
Рихард заранее создал музыкальный материал – до приезда на Балтику он много работал дома с помощью компьютера, используя программу Logic. Рихад был одержим музыкой и созданием песен. Он постоянно творил, проводя с гитарой по 20 часов в день. Кроме того, что он сочинял музыку, у него была необходимость по два часа в день играть на гитаре для себя. Тогда же он обнаружил, что лучше всего он работает, пребывая в плохом настроении, когда его переполняет страдание и боль. Чтобы повысить свою работоспособность и усилить свой талант, он стал использовать кокаин, все время повышая дозы. Рихард стал одержимым. Остальные раммштайны отошли на второй план, он полностью захватил контроль в группе. Рихард точно знал, как должны звучать песни, и не терпел критики. Он вмешивался во все процессы и везде навязывал свое мнение. Но остальные раммштайны не могли ничего противопоставить идеям Рихарда, у них не было своего видения нового альбома. В итоге получилось, что новый альбом на 80% - авторство Рихарда. Одержимость Рихарда особенно заметна по гитарам: на песне "Links 234" он записал гитары на 24 треках – потому что родился 24 числа, остальные песни были так же перенасыщены гитарами. Отношения Рихарда с другими раммштайнами (кроме Тилля) стали крайне напряженными, но особенно обострились его отношения с Паулем, перейдя в категорию почти неприкрытой ненависти. Каждый день в студии они орали друг на друга. Пауль всячески пытался противостоять Рихарду, делая нападки на его музыку, на его игру на гитаре, даже пробовал отобрать у него соло, но Рихард, одержимый музыкой и кокаином, был несокрушимым противником. Если Пауль приносил в студию идею, Рихард в ответ должен был выдать десять своих идей. Отношения между гитаристами стали такими, что, образно говоря, когда один из них открывал рот, другой спешил туда плюнуть. Через несколько лет Пауль лаконично и не называя имен описал этот период: "У нас были напряженные отношения и перепалки между двумя людьми из-за трудностей в компетенции, а также переоценка и недооценка".
Подготовка альбома в Хайлигендамме продолжалась до декабря 1999 года. После этого раммштайны покинули Балтику и вернулись в Берлин, где сняли старый пивной погребок в районе Пренцлауэр-Берг, довольно угрюмое место, и продолжили работу над песнями. К апрелю 2000 года песни были готовы. Их было больше, чем требовалось для альбома – было создано 30 песен, и раммштайны решили опробовать их на публике. 4 апреля 2000 года в берлинском клубе "Knaack" был проведен тайный фанклуб-концерт. Представители Motor Music не были приглашены на него. Раммштайны исполнили перед своими фанатами новые песни и по реакции аудитории определили, какие именно включить в альбом.
Запись альбома проходила в мае-июне 2000 года в студии Miraval на юге Франции. Студия находилась в старинном замке, окруженном виноградниками. Двое раммштайнов хотели пригласить нового продюсера, но Рихард считал, что нужно опять задействовать Якоба. Это было верным решением: ситуация в группе была очень напряженной, и присутствие чужого человека в студии повысило бы градус конфликта. Но Рихард привел в студию свою дочь – Кира поет на песне "Spieluhr".
Для микширования была выбрана Galaxy Studios в Бельгии, куда группа направилась в июне 2000 года, но раммштайнам не понравилась атмосфера там.
Разочаровавшись в бельгийском микшировании, раммштайны оставили студийную работу и в июле 2000 слетали в Японию, чтобы выступить там на фестивале Fuji. К этому времени Рихард изменил свою внешность. Еще весной 2000 года он коротко постригся, а в июне впервые покрасил волосы в жгуче-черный цвет. Результат понравился Рихарду, но для фестиваля в Японии ему пришлось вернуться к серебрянке, чтобы соответствовать сценическому костюму.
В октябре 2000 года Rammstein отправились в Стокгольм, чтобы там свести альбом. В Стокгольме раммштайнам пришлось провести почти три месяца. Они жили в мрачной квартире, работали в тесной студии, в такое время года в Стокгольме почти нет солнечного света. С тех пор Рихард возненавидел Стокгольм и считает, что если ему еще раз придется жить там зимой, он сойдет с ума. Но мучения стоили того – результат оказался именно тем, что ожидалось. Последним штрихом стало добавление оркестра Filmorchester Babelsberg на песни "Mutter", "Mein Herz brennt" и "Nebel". Добавлением струнных аранжировок на эти три песни занимался Олсен Инволтини (Olsen Involtini) – так началось многолетнее сотрудничество Рихарда и Олсена, которое продолжается до сих пор.
Когда Рихард не работал в студии, он периодически летал в Нью-Йорк. Первые впечатления Рихарда от Нью-Йорка были крайне негативными. Он говорил об этом городе: "Это было ужасно, было громко и грязно. Я попал туда как наивный житель Востока, который не знал английского. Позже я нашел себя, но пришлось много заплатить за обучение". Семейная жизнь тяжело давалась Рихарду – настолько, что уже через год после свадьбы он стал посещать психотерапевта, специализирующегося по вопросам брака. Рихарда угнетала женитьба, угнетала жизнь в маленькой квартире жены, угнетала ситуация, в которую он сам себя вогнал. Перед Рождеством 2000 года Рихард провел с женой отпуск в Европе, катаясь на лыжах в Альпах, но это не помогло ему решить свои внутренние проблемы. В это же время Рихард приобрел пару или несколько домов в Берлине. С середины 1990-х Рихард жил в одном доме с Фиаликом в районе Пренцлауэр-Берг. Однажды он поднялся на крышу дома напротив и почувствовал, какие на этой крыше позитивные вайбы. После этого Рихард купил дом, в котором он живет до сих пор. Покупка такой недвижимости в одном из самых дорогих районов Берлина стоила огромных денег и существенно повлияла на банковский счет Рихарда, однако в интервью он стал говорить, что потерял все деньги, играя на нью-йоркской бирже. Рихард действительно играл на бирже. Он понимал, что деньги должны работать. Он верил в рынок недвижимости, потому и вложился в недвижимость в Берлине, а также приобрел акции. Сам он не разбирался в работе фондовой биржи, ему приходилось слушать советы, которые далеко не всегда были удачными. После нескольких неудачных вложений он разочаровался, перестал верить людям и осознал, что он должен сам изучить экономику и понять, как работает финансовая система. Он занялся этим, и таким образом смог сохранить и приумножить оставшиеся деньги, тогда как некоторые его коллеги потеряли все из-за бездумных покупок и мотовства.
13-15 января 2001 года раммштайны Потсдаме сняли клип на песню "Sonne", это была их первая работа с режиссером Йорном Хайтманном (Jörn Heitmann). Съемки проходили весело – чтобы не смывать грим вечером, а потом утром не проходить через утомительный процесс гримирования заново, раммштайны заночевали на съемочной площадке в домике гномов, напиваясь алкоголем. На съемках клипа Рихард впервые публично представил свою новую прическу "бешеный ежик". Хотя поначалу Рихард экспериментировал с белыми или красными акцентами в волосах, черный цвет волос стал его постоянным. Красить ногти Рихард стал еще в Sehnsucht-туре, тогда он использовал перламутровый лак.
Тур по Австралии, Новой Зеландии и Японии проходил в январе-феврале 2001 года. Этот тур был переходным: основной сет-лист оставался времен "Sehnsucht", но была добавлена "Links 234" из "Mutter". Хотя остальные раммштайны придерживались сценических образов предыдущего тура, Рихард придумал себе белый "костюм пришельца" со светящимися элементами – идея, которую он разовьет дальше в Mutter-туре. Тогда же Рихард придумал свою самую знаменитую часть сценического костюма – рукава. Они были белыми, под стать костюму, и по ходу выступления правый рукав то ли спадал, то ли Рихард сам снимал его. Главной особенностью австралийского тура было то, что прошел он в алкогольно-наркотическом угаре.
9 февраля 2001 был издан сингл "Sonne", который занял вторую позицию в немецких чартах. 14 мая 2001 вышел сингл "Links 234", который был выбран для Америки, а его видео было первой работой Rammstein с Зораном Бихачем (Zoran Bihac). Релиз сингла "Sonne" Рихард встретил в Нью-Йорке, где он проводил время с женой, в марте 2001 года он вернулся в Берлин, чтобы вместе с группой начать подготовку к европейскому туру. В Берлин Рихард летел через Копенгаген, там у него потерялся багаж, но Рихард пребывал в настолько возбужденном настроении, что ничто не могло его обескуражить.
Альбом "Mutter" вышел 2 апреля 2001 года, в Германии он стал #1 и получил двойную платину. Обложка альбома авторства Даниэля и Гео Фукс (Daniel und Geo Fuchs), изображающая мертвый эмбрион, а также фото группы в образе заспиртованных препаратов вызвали очередной скандал.
Креативности Рихарда было слишком много для Rammstein, и он стал раздумывать над тем, чтобы заняться сольным творчеством. После записи альбома "Mutter" у него остались музыкальные идеи, которые были сильными, но тем не менее забракованными раммштайнами. Одна из них в будущем стала песней "Emigrate". Сольная работа позволила бы Рихарду реализовать свои музыкальные идеи, а также избавила бы его от необходимости искать компромисс с согруппниками. Когда Рихард поделился этой мыслью с раммштайнами, они не только были не против, а даже обрадовались тому, что Рихард направит свой энтузиазм куда-нибудь подальше от них. Это позволило бы разрядить обстановку в группе, которая накалилась после релиза альбома: выпуск альбома имел колоссальные издержки для лейбла, и финансовая картина для группы выглядела неблагополучно, что весьма нервировало раммштайнов.
В сентябре 1999 года раммштайны сняли Haus Weimar в Хайлигендамме на побережье Балтийского моря в земле Мекленбург – Передняя Померания. Перед этим домом стоял плакат с надписью "Heiligendamm: wo das Meer das Land berührt / Хайлигендамм: где море касается земли" – эта строчка вошла в текст "Nebel". Там раммштайны приступили к работе над третьим альбомом. Поскольку дом был в плохом состоянии, раммштайны сделали косметический ремонт, оборудовали передвижную домашнюю студию и купили в IKEA шесть кроватей и шесть тумбочек с лампами. Они прерывали работу для фанклуб-тура по Германии в сентябре и для свадьбы Рихарда в октябре. В Хайлигендамме работа шла каждый день кроме воскресенья с 11 до 6 вечера. В центре общей комнаты висела доска, на которой Олли и Шнайдер вывешивали недоработанные песни с пометками, и каждое утро возле этой доски проходили совещания. На стене Тилль вывешивал лирику песен, чтобы все могли внести свои замечания.
Рихард заранее создал музыкальный материал – до приезда на Балтику он много работал дома с помощью компьютера, используя программу Logic. Рихад был одержим музыкой и созданием песен. Он постоянно творил, проводя с гитарой по 20 часов в день. Кроме того, что он сочинял музыку, у него была необходимость по два часа в день играть на гитаре для себя. Тогда же он обнаружил, что лучше всего он работает, пребывая в плохом настроении, когда его переполняет страдание и боль. Чтобы повысить свою работоспособность и усилить свой талант, он стал использовать кокаин, все время повышая дозы. Рихард стал одержимым. Остальные раммштайны отошли на второй план, он полностью захватил контроль в группе. Рихард точно знал, как должны звучать песни, и не терпел критики. Он вмешивался во все процессы и везде навязывал свое мнение. Но остальные раммштайны не могли ничего противопоставить идеям Рихарда, у них не было своего видения нового альбома. В итоге получилось, что новый альбом на 80% - авторство Рихарда. Одержимость Рихарда особенно заметна по гитарам: на песне "Links 234" он записал гитары на 24 треках – потому что родился 24 числа, остальные песни были так же перенасыщены гитарами. Отношения Рихарда с другими раммштайнами (кроме Тилля) стали крайне напряженными, но особенно обострились его отношения с Паулем, перейдя в категорию почти неприкрытой ненависти. Каждый день в студии они орали друг на друга. Пауль всячески пытался противостоять Рихарду, делая нападки на его музыку, на его игру на гитаре, даже пробовал отобрать у него соло, но Рихард, одержимый музыкой и кокаином, был несокрушимым противником. Если Пауль приносил в студию идею, Рихард в ответ должен был выдать десять своих идей. Отношения между гитаристами стали такими, что, образно говоря, когда один из них открывал рот, другой спешил туда плюнуть. Через несколько лет Пауль лаконично и не называя имен описал этот период: "У нас были напряженные отношения и перепалки между двумя людьми из-за трудностей в компетенции, а также переоценка и недооценка".
Подготовка альбома в Хайлигендамме продолжалась до декабря 1999 года. После этого раммштайны покинули Балтику и вернулись в Берлин, где сняли старый пивной погребок в районе Пренцлауэр-Берг, довольно угрюмое место, и продолжили работу над песнями. К апрелю 2000 года песни были готовы. Их было больше, чем требовалось для альбома – было создано 30 песен, и раммштайны решили опробовать их на публике. 4 апреля 2000 года в берлинском клубе "Knaack" был проведен тайный фанклуб-концерт. Представители Motor Music не были приглашены на него. Раммштайны исполнили перед своими фанатами новые песни и по реакции аудитории определили, какие именно включить в альбом.
Запись альбома проходила в мае-июне 2000 года в студии Miraval на юге Франции. Студия находилась в старинном замке, окруженном виноградниками. Двое раммштайнов хотели пригласить нового продюсера, но Рихард считал, что нужно опять задействовать Якоба. Это было верным решением: ситуация в группе была очень напряженной, и присутствие чужого человека в студии повысило бы градус конфликта. Но Рихард привел в студию свою дочь – Кира поет на песне "Spieluhr".
Для микширования была выбрана Galaxy Studios в Бельгии, куда группа направилась в июне 2000 года, но раммштайнам не понравилась атмосфера там.
Разочаровавшись в бельгийском микшировании, раммштайны оставили студийную работу и в июле 2000 слетали в Японию, чтобы выступить там на фестивале Fuji. К этому времени Рихард изменил свою внешность. Еще весной 2000 года он коротко постригся, а в июне впервые покрасил волосы в жгуче-черный цвет. Результат понравился Рихарду, но для фестиваля в Японии ему пришлось вернуться к серебрянке, чтобы соответствовать сценическому костюму.
В октябре 2000 года Rammstein отправились в Стокгольм, чтобы там свести альбом. В Стокгольме раммштайнам пришлось провести почти три месяца. Они жили в мрачной квартире, работали в тесной студии, в такое время года в Стокгольме почти нет солнечного света. С тех пор Рихард возненавидел Стокгольм и считает, что если ему еще раз придется жить там зимой, он сойдет с ума. Но мучения стоили того – результат оказался именно тем, что ожидалось. Последним штрихом стало добавление оркестра Filmorchester Babelsberg на песни "Mutter", "Mein Herz brennt" и "Nebel". Добавлением струнных аранжировок на эти три песни занимался Олсен Инволтини (Olsen Involtini) – так началось многолетнее сотрудничество Рихарда и Олсена, которое продолжается до сих пор.
Когда Рихард не работал в студии, он периодически летал в Нью-Йорк. Первые впечатления Рихарда от Нью-Йорка были крайне негативными. Он говорил об этом городе: "Это было ужасно, было громко и грязно. Я попал туда как наивный житель Востока, который не знал английского. Позже я нашел себя, но пришлось много заплатить за обучение". Семейная жизнь тяжело давалась Рихарду – настолько, что уже через год после свадьбы он стал посещать психотерапевта, специализирующегося по вопросам брака. Рихарда угнетала женитьба, угнетала жизнь в маленькой квартире жены, угнетала ситуация, в которую он сам себя вогнал. Перед Рождеством 2000 года Рихард провел с женой отпуск в Европе, катаясь на лыжах в Альпах, но это не помогло ему решить свои внутренние проблемы. В это же время Рихард приобрел пару или несколько домов в Берлине. С середины 1990-х Рихард жил в одном доме с Фиаликом в районе Пренцлауэр-Берг. Однажды он поднялся на крышу дома напротив и почувствовал, какие на этой крыше позитивные вайбы. После этого Рихард купил дом, в котором он живет до сих пор. Покупка такой недвижимости в одном из самых дорогих районов Берлина стоила огромных денег и существенно повлияла на банковский счет Рихарда, однако в интервью он стал говорить, что потерял все деньги, играя на нью-йоркской бирже. Рихард действительно играл на бирже. Он понимал, что деньги должны работать. Он верил в рынок недвижимости, потому и вложился в недвижимость в Берлине, а также приобрел акции. Сам он не разбирался в работе фондовой биржи, ему приходилось слушать советы, которые далеко не всегда были удачными. После нескольких неудачных вложений он разочаровался, перестал верить людям и осознал, что он должен сам изучить экономику и понять, как работает финансовая система. Он занялся этим, и таким образом смог сохранить и приумножить оставшиеся деньги, тогда как некоторые его коллеги потеряли все из-за бездумных покупок и мотовства.
13-15 января 2001 года раммштайны Потсдаме сняли клип на песню "Sonne", это была их первая работа с режиссером Йорном Хайтманном (Jörn Heitmann). Съемки проходили весело – чтобы не смывать грим вечером, а потом утром не проходить через утомительный процесс гримирования заново, раммштайны заночевали на съемочной площадке в домике гномов, напиваясь алкоголем. На съемках клипа Рихард впервые публично представил свою новую прическу "бешеный ежик". Хотя поначалу Рихард экспериментировал с белыми или красными акцентами в волосах, черный цвет волос стал его постоянным. Красить ногти Рихард стал еще в Sehnsucht-туре, тогда он использовал перламутровый лак.
Тур по Австралии, Новой Зеландии и Японии проходил в январе-феврале 2001 года. Этот тур был переходным: основной сет-лист оставался времен "Sehnsucht", но была добавлена "Links 234" из "Mutter". Хотя остальные раммштайны придерживались сценических образов предыдущего тура, Рихард придумал себе белый "костюм пришельца" со светящимися элементами – идея, которую он разовьет дальше в Mutter-туре. Тогда же Рихард придумал свою самую знаменитую часть сценического костюма – рукава. Они были белыми, под стать костюму, и по ходу выступления правый рукав то ли спадал, то ли Рихард сам снимал его. Главной особенностью австралийского тура было то, что прошел он в алкогольно-наркотическом угаре.
9 февраля 2001 был издан сингл "Sonne", который занял вторую позицию в немецких чартах. 14 мая 2001 вышел сингл "Links 234", который был выбран для Америки, а его видео было первой работой Rammstein с Зораном Бихачем (Zoran Bihac). Релиз сингла "Sonne" Рихард встретил в Нью-Йорке, где он проводил время с женой, в марте 2001 года он вернулся в Берлин, чтобы вместе с группой начать подготовку к европейскому туру. В Берлин Рихард летел через Копенгаген, там у него потерялся багаж, но Рихард пребывал в настолько возбужденном настроении, что ничто не могло его обескуражить.
Альбом "Mutter" вышел 2 апреля 2001 года, в Германии он стал #1 и получил двойную платину. Обложка альбома авторства Даниэля и Гео Фукс (Daniel und Geo Fuchs), изображающая мертвый эмбрион, а также фото группы в образе заспиртованных препаратов вызвали очередной скандал.
Креативности Рихарда было слишком много для Rammstein, и он стал раздумывать над тем, чтобы заняться сольным творчеством. После записи альбома "Mutter" у него остались музыкальные идеи, которые были сильными, но тем не менее забракованными раммштайнами. Одна из них в будущем стала песней "Emigrate". Сольная работа позволила бы Рихарду реализовать свои музыкальные идеи, а также избавила бы его от необходимости искать компромисс с согруппниками. Когда Рихард поделился этой мыслью с раммштайнами, они не только были не против, а даже обрадовались тому, что Рихард направит свой энтузиазм куда-нибудь подальше от них. Это позволило бы разрядить обстановку в группе, которая накалилась после релиза альбома: выпуск альбома имел колоссальные издержки для лейбла, и финансовая картина для группы выглядела неблагополучно, что весьма нервировало раммштайнов.
Mutter прекрасный альбом, для меня все началось с него, помню как первый раз услышала, совсем детёнышем была,было громко и странно, это завораживало,а сколько шума было, когда родители увидели обложку))), и он вдвойне ценней, зная чего он стоил для них. Прическа, маникюр, рукава это не все что Рихард донёс до 2020🤭 кажется уже тогда он получил намёк от вселенной, уловил вайбы будущего и приглядел себе королевский меч
А скандал с эмбрионами видимо дал понять, что именно скандалы и привлекают внимание к ним. Любые скандалы на любой вкус. Нацизм, гомосексуализм, терроризм - на любой вкус скандалы. И то, что ругают, то и привлекает внимание фанатов. Так что своя реклама своеобразная у них есть.
победеуспеху, а за этого они почти отправили его на костер, и лишь годы спустя Рихарда был заслуженно коронованесли-самопровозглашен, все равно заслуженнодумаю они были рады что не линчивали его, дирижёр точно рад😄осыпать брульянтамивообще никогда не поздноА радужные флаги особенно шокирующе смотрятся, если глядеть на них из событий двадцатилетней давности. Это сейчас мы видим кучу предпосылок в том периоде, но тогда наши гитаристы были бы глубоко шокированы и смертельно ошарашены от скандального предположения, до чего они дойдут.
Ну а лично я разбавлять мрак следующего этапа Kruspe-bio буду вайбами порно-Праги)))
Dr. Xenia, вот достойный адепт Рихарда Круспе - страдания превыше всего. Рихард бы поаплодировал такому мазохизму. А потом пошел бы хохотать, сидя на диване между Блонди и своей половинкой.
А у меня еще суровей ситуация: я возвращаюсь в Муттер тут в комментах, а в черновике набрасываю ЛИФАД с той его атмосферой, которая превратила студийную работу в ночной кошмар для Рихарда. Я вчера готова была расцеловать Ская, который излучил вайбы нынешнего студийного процесса.
Я люблю драму. И такого накала страстей я не встречала нигде. Но если бы эта история не закончилась хорошо, если бы результатом не было появление королевской четы - я бы эту историю обходила десятой дорогой.
какой?
суровый герр таким тоже надо быть иногда,а то кто-нибудь на шею присядет